Особенности рисунков детей, не принимающих новый возрастной статус

Дети этой группы — игрового типа отношения к школьной си­туации — не подготовлены к школе и плохо адаптируются к обу­чению. Их рисунки очень показательны: в классах «О» и «К» уча­щиеся уходят от заданной темы рисования. Вместо урока они об­ращаются к изображению такого содержания, которое совсем не относится к школьной жизни, — огни салюта, цветы, самолеты, игрушки и др.

Анализ формальных характеристик рисунка показывает обра­щение детей к использованию как всего набора карандашей (в клас­сах «О»), так и только светлых, ярких (100 % в классах «К»). В ри­сунках встречается как грубая, сильная (в классах «О»), так и не­брежная (в классах Особенности рисунков детей, не принимающих новый возрастной статус «К») штриховка.

На рисунке Саши К. вместо урока яркими карандашами изоб­ражен движущийся автомобиль. Интересен тот факт, что цвет ис­пользован неадекватно — дверь машины раскрашена пятью ка­рандашами. Полностью рисунок не закончен, не выделены неко­торые существенные детали, например окна машины; автомобиль прорисован небрежно, в то же время мелкие детали (антенна, выхлопная труба, фары) — тщательно.

Рисунки детей данного типа в классах «К» отличаются тем, что в них присутствуют некоторые школьные атрибуты (портфель, парта и др.). Например, на рисунке Алеши Д. вместо ситуации урока изображен деревенский дом, огород за забором, к ним на­правляется чертенок с портфелем в руке. В рисунке Особенности рисунков детей, не принимающих новый возрастной статус мальчик ис­пользовал яркие, светлых тонов карандаши. Обращение к цвету у ученика неадекватно: контур дома нарисован красным цветом, окна — красным и синим, труба — вишневым, дверь — зеленым; все имеющиеся у мальчика карандаши использованы при изобра­жении контура фигуры чертенка.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1.По поводу каких особенностей возрастного и личностного развития детей младшего школьного возраста обращаются родители к психологу-консультанту?

2. Проработайте следующие теоретические вопросы: социальная си­туация развития ребенка в младшем школьном возрасте; кризис разви­тия ребенка 7 лет; адаптация ребенка к школе; содержание учебной дея­тельности ребенка; содержание учебного взаимодействия учителя и учащегося. Подготовьте карточки для экспертного оценивания Особенности рисунков детей, не принимающих новый возрастной статус учителем варианта возрастного и индивидуального развития ребенка-первокласс­ника. Составьте схему беседы с родителями первоклассника об особен­ностях принятия им учебной деятельности.


3. Охарактеризуйте содержание объективной и субъективной состав­ляющих возрастно-психологического статуса ребенка в период кризиса 7 лет.

4. Обсудите целесообразность параллельного проведения двух проце­дур: с ребенком — проективного рисования «Урок в моем классе»; с учителем и родителем — экспертной беседы «Идентификация портрета первоклассника».

5. Проведите проективное рисование «Урок в моем классе» с перво­классником, родители которого обращаются к педагогу-психологу по по­воду трудностей его обучения или общения с учителем. Симметрично проведите экспертные беседы с родителями и учителем. Дайте анализ Особенности рисунков детей, не принимающих новый возрастной статус результатов диагностики, сформулируйте задачи дальнейших этапов кон­сультирования родителей (возможно, учителя), ребенка.



VI. ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА «ВЫБОР РОЛЕЙ»


documentaqzzpbt.html
documentaqzzwmb.html
documentaraadwj.html
documentaraalgr.html
documentaraasqz.html
Документ Особенности рисунков детей, не принимающих новый возрастной статус