Где школа лучше?

В Америке говорят: «Тот, кто не знает, как делать сам, идет учить других. Тот, кто не может учить других, идет ими руководить. Кто не умеет даже руководить – пишет учебники». Мне неоднократно приходилось участвовать в дискуссиях о качестве американского образования, особенно в сравнении с европейским и российским. Они происходили как перед телевизионными камерами, так и в московских квартирах, за столами, заставленными селедкой под шубой и салатом оливье. Избежать этого никак нельзя. О чем бы ни шла речь, разговор неизбежно сводился к теме, чье образование лучше.

Россияне, в отличие от американцев, любят говорить об образовании. Американцы обсуждают скорее финансовую сторону образования: его стоимость Где школа лучше? или его выгоду. Здесь очень популярны подсчеты, насколько больше зарабатывает за свою жизнь средний человек с образованием, чем человек без такового или с невысоким образованием. Получаются сотни тысяч долларов разницы, а если речь идет о доходах (заработках и пенсиях) человека с образованием на уровне колледжа по сравнению со школьным уровнем, разница переваливает за миллион. Для среднего американца это существенный положительный аргумент, и работает он гораздо более эффективно, чем конституционные гарантии получения образования.

Лично я тоже не могу уйти от невольного сравнения двух систем образования. После многих лет работы в МГУ я затем еще дольше преподавал в лучших университетах Где школа лучше? Европы и США. Простого ответа на вопрос, где образование лучше, у меня нет. Не уверен, что такой ответ вообще возможен. В любом случае он будет субъективен, поскольку необходимо определить, чего вы ожидаете и требуете от образования, как измеряется его эффективность, насколько оно соответствует нуждам общества и желаниям людей.

Конечно, в образовании, как и в спорте, существуют объективные показатели – например, число научных открытий, сделанных выпускниками какой-то школьной системы, количество международных премий, ими полученных, количество и значимость новых идей, принесенных ими в мир. Еще один аспект – сколько денег идет на образование, сколько школ, университетов, учителей, профессоров, учебных заведений для взрослых Где школа лучше? есть в той или иной стране. Есть и «общекультурные» показатели – посещаемость музеев, театров и библиотек, количество изданных книг и действующих симфонических оркестров и т. д. По каждому из этих критериев Россия сегодня проигрывает США. Дает ли это ответ на вопрос о том, где образование лучше? Нет, потому что Россия, как правило, выигрывает в другом – в количестве, объеме знаний, которые получают учащиеся ее средней школы. На это традиционно и направлена российская система образования.

Американская система образования – особенно в школе – не требует усвоения большего объема знаний. Конечно, и здесь есть немало вещей, которые надо просто выучить и запомнить, – от правописания Где школа лучше? и географии до арифметики и законов физики. Однако основные усилия все эти годы тратятся не на количество знаний, а на развитие умения мыслить, самостоятельности и творческого подхода.

Меня постоянно удивляло, как мои американские дети (кстати сказать, они были отличниками, то есть
A-students) готовили домашнее задание. Полчаса с учебниками, а все остальное время идет работа над творческими проектами. Темы в большинстве обычных школ – самые невероятные: от доклада о быте узников Бухенвальда до написания юмористического рассказа из жизни овощей в холодильнике, от строительства миниатюрных садов Семирамиды до модели вулкана. Это мог быть доклад-представление об истории итальянской мафии или серия черно-белых фотографий Где школа лучше?, где была бы видна «игра теней»; расчеты оптимальных траекторий прыжка с трамплина для прыгунов разного веса и роста или история мировой цензуры и судьба запрещенных в разных странах книг; доклад о различных способах измерения времени, что требует от школьника конструирования то водяных, то солнечных, то песочных часов, или выпуск телевизионных новостей, где ученики исполняют все роли – диктора, продюсера, журналиста, художника, оператора, автора текстов. Проекты задаются по разным предметам, на подготовку отводится от нескольких дней до двух-трех месяцев. Поэтому, как правило, американский школьник работает над несколькими проектами сразу и учится, таким образом, определять приоритеты и распределять свое время Где школа лучше?.



Более того, поскольку все в классе получают (обычно придумывают сами, но в области, предложенной учителем) разные темы для проектов, то уроки проходят не скучно. Как правило, школьник должен самостоятельно определить источники информации, найти и взять, если надо, интервью у «экспертов», собрать базу данных, решить «материально-технические проблемы», например обеспечить фотоаппарат, видеокамеру, костюмы, необходимые детали. Конечно, это оборачивается головной болью для родителей – постоянно надо что-то покупать, возить детей в библиотеку, в музеи, театры или в парк для фотосъемок и т. д. Нам пришлось купить компьютеры, и дети часами сидели в своих комнатах и искали информацию в Интернете Где школа лучше?. В результате в доме скапливается целая коллекция всякой всячины, требовавшейся для прошлых проектов. Одних аквариумов у нас в подвале стояло четыре штуки плюс еще несколько разного размера клеток для мелких животных и птиц, какие-то театральные костюмы, химикаты, набор самодельной глиняной посуды, непонятные сооружения из дерева и пластмассы и даже большой картонный «стадион» для морских свинок.

Польза от такого рода проектов очевидна. Вырабатывается самостоятельность мышления и его комплексность, индивидуальная ответственность, умение отделять главное от второстепенного, находить и осмысливать информацию и т. д. Во главе всего – свобода творчества. Никакого заучивания «от сих до сих» нет и в помине. К тому же Где школа лучше? в большинстве случаев все это делается с увлечением и похоже на игру. Часто задание дается на целую группу школьников, которые сами должны разобраться между собой, кто какую часть выполняет, распределить ответственность и работу. Таким образом вырабатывается навык командной работы, кроме того, у кого-то проявляются качества лидера, у кого-то менеджера и т. д., что тоже является частью процесса обучения.

Минусы такой системы тоже очевидны. Гораздо меньше, чем в России, внимания и сил уделяется так называемым базовым предметам. Не остается времени на зубрежку, без которой в учебе не обойтись, например, при изучении иностранного языка или истории. «Зачем мне это знать Где школа лучше? на память, если за несколько секунд я могу легко найти эту информацию», – скажет типичный школьник США. Некоторые дети вообще теряют интерес к учебе, на их лице навсегда застывает глуповатая улыбка, и оживляются они, только когда им в руки попадает очередной гаджет с играми. Поэтому объем знаний, с которыми американец выходит после одиннадцатого класса своей школы, заметно меньше, чем у его российского одногодка. Тот запросто назовет вам кучу исторических дат, рек в Африке, элементов таблицы Менделеева и спутников Марса.

Я давно обратил внимание, что, если в одну группу на первых курсах университетов попадают вместе американские и российские студенты, то выпускники Где школа лучше? школ США выглядят крайне бледно на российском фоне. При условии, конечно, что студенты из России способны выразить свои мысли на понимаемом английском. Притихшие американцы с завистью наблюдают за русскими студентами, которые легко цитируют Достоевского и Сартра, сразу показывают на карте Новую Каледонию, без запинки называют столицы Ботсваны или Габона и легко делят в уме. Так обычно продолжается примерно до третьего курса, потом ситуация начинает меняться. По мере того как от студента все больше требуется не запомнить и повторить, а дать критический анализ, сделать вывод, найти выход, предложить альтернативу и т. д., американцы, как правило, начинают обгонять россиян. Это особенно Где школа лучше? заметно на старших курсах или в аспирантуре.

Конечно, существует множество исключений из этого правила, да и проявляется оно неравномерно в разных областях знаний. Но в целом я убедился, что 25–30-летний американец в среднем – при гораздо меньшем объеме знаний – превосходит своего российского сверстника по умению нестандартно мыслить, думать не только творчески и критически, но и самостоятельно и практически. Нехватка знаний у него компенсируется умением их находить, недостаточность зубрежки – раскрепощенностью мысли.

Редкий американец скажет то, что можно услышать от почти любого из нас: «И зачем я только убил столько времени и нервов на заучивание физики (химии, истории, ботаники и т Где школа лучше?. д.), ведь ни разу в жизни мне не пришлось применить эти знания!» По его мнению, это просто непрактично. Он образован, если хотите, «вглубь», а не «вширь» и не тратит время на то, что ему никогда толком не понадобится. Другими словами, неумение взглянуть широко является ахиллесовой пятой американского образования – и не только образования, но зачастую, например, и американской политики. Образованный россиянин способен поддержать разговор почти на любую тему, он знает понемногу, но «из всего». Типичный американец на это не способен – он знает очень много, но в ограниченных сферах. Российская система направлена на воспитание интеллигентного человека, американская – на подготовку высококлассного специалиста. Российская школа Где школа лучше? упирает на важность знаний, американская – на важность их поиска и критического анализа. Российское образование, как правило, кончается выдачей диплома, американское с этого только начинается.

Американцы считают русских очень умной нацией, но не могут понять, почему россияне не применят свой ум для обустройства собственной жизни и страны. Как это может быть – «Горе от ума»? Почему в России инженеры получают меньше официантов, а люди с нестандартным мышлением вызывают отторжение? Со своей стороны, россияне считают американцев, мягко говоря, не самыми умными, но не могут объяснить, почему именно они изобретают телефоны и компьютеры, получают самое большое количество Нобелевских премий, совершают революции то Где школа лучше? в одной, то в другой области знаний. Почему именно в США ежегодно приезжают сотни тысяч студентов со всего мира, чтобы за большие деньги получить здесь образование, почему именно американские дипломы предоставляют самые надежные шансы на высокооплачиваемую работу. А этому есть весьма конкретные причины.

Впрочем, дискуссии о том, где образование лучше, по моему мнению, нельзя считать совсем уж непродуктивными. Обеим странам надо взять самое ценное из американского и российского опыта, сохранив при этом главное из своего. В общем-то именно в этом и есть смысл образования. Этот вывод сделал и я после многих лет работы в МГУ и Где школа лучше? ведущих американских университетах.



documentaqzsmeb.html
documentaqzstoj.html
documentaqztayr.html
documentaqztiiz.html
documentaqztpth.html
Документ Где школа лучше?